Get Adobe Flash player

Чистый информационный продукт

Национальный совет социальной информации НССИ

С середины XX века ученые всего мира пытаются сформулировать концепцию постиндустриального общества, определить его характеристики и дать собственное имя новой социально-экономической системе. В конце XX – начале XXI веков наиболее популярными терминами для ее обозначения стали «информационное общество» (information society) и «общество знаний» (knowledge society).

Тогда как оба эти термина используются для обозначения одной и той же общественно-экономической системы, соответствующие им концепции различаются в подходе к тому, что считать «краеугольным камнем» постиндустриального общества.

В основе концепции информационного общества лежит информация, которая считается наиболее ценным ресурсом. Соответственно критически важной является доступность в широком смысле средств и линий связи, технологий хранения и обработки информации.

Концепция общества знаний ставит во главу угла человека и его знания, навыки и умения. В этой «системе координат» первичными являются умение и потребность получать достоверную, объективную и всеобъемлющую информацию, критически осмысливать и обрабатывать ее, а также нести ответственность за качество производимой и распространяемой информации.

Взрывной рост объемов распространяемой и потребляемой человеком информации позволяет производителям некачественного и низкопробного информационного продукта успешно сбывать свой товар, выдавая его за достоверную, актуальную и социально значимую информацию. Попытки же отделить зерна действительно качественной информации от информационных плевел часто натыкаются на демагогическую риторику о свободе слова и самовыражения.

Не отрицая безусловной ценности свободы слова и права каждого на самовыражение, общество, тем не менее, нуждается в неких ориентирах в море информации, чтобы легко отличать достоверную информацию от предположений и вымыслов, информацию «для взрослых» от медицинских сведений, качественно сделанный авторский информационный продукт от наскоро слепленной компиляции, искажающей первоначальный смысл.

Очевидно, что регулирующие органы при оценке качества информационных продуктов должны действовать лишь в системе координат «законно – незаконно», то есть «разрешено – запрещено». Однако кроме правового регулятора общественных отношений, обществом выработаны и другие – мораль, обычаи и религия, которые не принуждают, а побуждают.

С инициативой по защите общественной нравственности и оценке этичности распространяемой информации выступил Национальный совет социальной информации, взявший на себя формирование независимой общественной комиссии по оценке этических и нравственных качеств информационной продукции – аудио-, видео-, кино- и сувенирной продукции, книг, товарной упаковки, интернет-ресурсов; социально-значимой информации – образовательных программ, СМИ, коммерческой и социальной рекламы; торговых марок и т.п.

По результатам работы общественной комиссии, Национальный совет социальной информации и МОО «Информация для всех» приняли решение о начале реализации всероссийской программы по присвоению информационной продукции знака качества «Чистый информационный продукт» – Программы «Чистая информация».

Целью Программы является содействие населению в получении нравственной информационной продукции. Особое внимание Программа уделяет работе по воспитанию позитивных качеств мышления подрастающего поколения посредством независимого общественного контроля информационной среды, предлагаемой молодым людям.

В задачи Программы входят формирование в обществе востребованности этичной информации, воспитание нравственной потребительской культуры, содействие родителям в вопросах культурного воспитания молодых людей, создание информационного пространства «Чистый Интернет».

В настоящее время Программа состоит из двух частей: проведение ежегодного национального конкурса «Независимая общественная оценка этичности информации «Чистая информация» и работы Комиссии по проведению текущей экспертизы этичности и нравственных аспектов информации, с целью присвоения информационным продуктам общественного знака качества.

Встретив знак «Чистый информационный продукт» в Интернете или на упаковке товара, потребитель может быть уверен, что этот информационный продукт – книга, аудио- или видеодиск, спектакль или интернет-сайт не принесёт в его дом ни агрессии, ни кровавых сцен, ни порнографии.

Цель программы

Взаимодействие с органами власти Российской Федерации по регулированию вопросов обеспечения населения качественной информационной этичной продукцией, реализуемой посредством СМИ, коммерческой и социальной рекламы, Интернета, книг, социально значимых проектов; охрана, установленного законодательством общественного порядка в информационной среде: Интернете, аудио-видео продукции, книгах, СМИ, коммерческой и социальной рекламе; работа по воспитанию нравственных качеств мышления подрастающего поколения посредством независимого общественного контроля этичности и нравственности информационной среды жизнедеятельности молодых людей.

Задачи программы

1. Обеспечение работы на базе Совета общественной комиссии из представителей видных деятелей культуры, образования, психологии, социологии, юриспруденции, религиозного служения (представителей традиционных конфессий), производства рекламы, философии и общественной деятельности по оценке нравственных и этических качеств информационных и художественных решений на товарах народного потребления (аудио-видео продукция, книги, СМИ), в информационной продукции, коммерческой и социальной рекламе, Интернете.
2. Формирование в обществе востребованности нравственной и этичной информации, воспитание творческой и потребительской культуры в сфере оказания информационных услуг СМИ, книгоиздания, аудио-видео продукции, Интернета. Расширение опыта работы комиссии на территории России.
3. Содействие родителям в вопросах нравственного воспитания и гражданского образования молодого поколения посредством размещения Знака качества «Чистый информационный продукт» на соответствующих этим требованиям информационной и иной (товары народного потребления) продукции.
4. Содействие формированию этического и культурного информационного пространства в Интернете посредством оценки качества информации и выдачи соответствующей атрибутики. Содействие выпуску в России ежегодного каталога интернет-сайтов с рекомендациями по этичности информации для родителей и детей.

Реализация программы

Программа состоит из двух частей. Первая часть – проведение ежегодного национального конкурса «Независимая общественная оценка этичности информации «Чистая Информация». Конкурс проводится среди участников, представивших информационные проекты и продукцию на общественную экспертизу. Вторая часть проекта осуществляется Комиссией посредством текущей работы по экспертизе на этичность для присвоения товару/проекту/информации знака качества «Чистый информационный продукт».

Производитель товара/информационного материала, получивший право на использование Знака, вправе размещать указанный Знак на упаковке товара/сайте/буклете и прочей рекламной/информационной продукции, прошедшей оценку. Знак сообщает потребителю об этичности данного товара/информации, не содержащего безнравственных и агрессивных аспектов, а также представляет общественную рекомендацию для использования данного материала в образовательной, воспитательной и оздоровительной сфере.

Участники программы

МОО «Национальный совет социальной информации»
МОО «Информация для всех»

Перечень работ по проведению добровольной сертификации социальной информации с целью присвоения знака качества Чистый информационный продукт

Вид информационной продукции Единица измерения информационной продукции
Рекламные плакаты, открытки 1 плакат формата А5–А0
Рекламные видеоролики 1 видеоролик хронометражем 5–90 секунд
Рекламные аудиоролики 1 аудиоролик хронометражом 5–90 секунд
Рекламные буклеты, проспекты, пазлы 1 буклет, проспект объемом до 0,5 печатного листа
Рекламные каталоги, художественные альбомы 1 каталог объемом до 5 печатных листов
Учебные программы, методические указания, настольные игры Программа, методические указания объемом до 5 печатных листов
Объемом от 5 до 10 печатных листов
Компьютерные игры/игры для приставок 1 компьютерная игра жанра:
3D-Action
Гонки
Логические игры
Квесты
Стратегия
РПГ
PR-кампании 1 PR-кампания
Книга 1 книга объемом до 5 условных печатных листов
1 книга объемом от 5 до 20 условных печатных листов
1 книга объемом более 20 условных печатных листов за каждые добавочные 5 условных печатных листов
Фильм, телепередача
1 фильм, телепередача хронометражом до 180 минут
Интернет-ресурсы Интернет-сайт до 100 стандартных печатных страниц (объемом 1 стр. 3 200 знаков)
Каждые следующие 100 дополнительных стандартных печатных страниц

Оценка материалов производится шестью экспертами.

 

Проекты Совета