Get Adobe Flash player

Круглый стол «Взаимодействие институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами при реализации прав граждан на получение достоверной информации»

22 апреля 2010 года в Совете Федерации Федерального Собрания РФ прошел круглый стол на тему «Взаимодействие институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами при реализации прав граждан на получение достоверной информации». Председатель правления Национального совета социальной информации Станислав Борисович Дворко выступил на круглом столе с докладом «Опыт Национального совета социальной информации в деле формирования общественных институтов контроля достоверности информации в рекламной, социальной и печатной продукции». В ходе круглого стола были выработаны рекомендации органам государственной власти для успешной работы в сфере доступа к достоверной информации гражданами РФ.

Рекомендации Круглого стола на тему «Взаимодействие институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами при реализации прав граждан на получение достоверной информации», 22 апреля 2010 года, г. Москва

Обсудив вопрос о взаимодействии институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами при реализации прав граждан на получение достоверной информации, участники круглого стола ОТМЕЧАЮТ, что для успешной борьбы с коррупцией все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.
Борьба с коррупцией невозможна без активного участия средств массовой информации и институтов гражданского общества, при этом государство обязано всячески обеспечивать участие неправительственного сектора в противодействии коррупции, выявлении коррупционной составляющей поведения чиновников, пропаганде антикоррупционного поведения в обществе, не препятствуя и не создавая вымышленных преград и барьеров при получении гражданами достоверной информации по интересующей их теме.
Все более очевидной необходимостью становится развитие и совершенствование правовой базы, регулирующей права граждан на информацию, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Сохраняет актуальность проблема разработки понятийного аппарата информационных прав, требующая обобщения, а также совершенствования механизма реализации конституционного права граждан на информацию.
Одним из основных вопросов в реализации права на информацию является возможность доступа к ней. Право знать и владеть информацией для любого гражданина - это конституционное право на свободный доступ к имеющей общественное значение информации и реальная возможность участия гражданина в жизни общества и государства.
Одним из принципов демократического общества является принцип транспарентности (открытости и прозрачности) власти, подразумевающий свободную циркуляцию информации между всеми участниками государственно-правовых отношений, в частности, между государственными органами с одной стороны и представительными институтами, СМИ, гражданами и обществом в целом - с другой.
Рассматривая действующее законодательство Российской Федерации, следует отметить, что на законодательном уровне недостаточно четко прописаны система гарантий и механизм реализации права человека и гражданина на достоверную информацию, а также ответственность за непредоставление информации.
В Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года было отмечено, "чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества".
Данные положения нашли свое отражение в изданном 13 апреля 2010 года Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», согласно которому руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов следует оказывать содействие средствам массовой информации в широком освещении мер по противодействию коррупции.

Участники круглого стола отмечают, что в реализации антикоррупционных мер следует уделять более пристальное внимание:
1. повышению открытости информации о деятельности власти и осуществлению контроля, в том числе общественного, за решениями, принимаемыми органами власти;
2. максимальному учету интересов при разработке норм права путем привлечения к обсуждению  проектов  всех  заинтересованных  сторон,   в  том  числе институтов гражданского общества и средств массовой информации, активному использованию их мощнейшего потенциала.

Участники Круглого стола считают необходимым законодательно закрепить формы и процедуры участия структур гражданского общества в контроле за соблюдением и реализацией права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Учитывая, что российские институты гражданского общества заинтересованы в реализации положений Национальной стратегии противодействия коррупции и осуществлении Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, а также получении достоверной информации от органов государственной власти и местного самоуправления, участники круглого стола рекомендуют:

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Обеспечить освещение средствами Интернет деятельности членов Совета Федерации, комитетов, комиссий и управлений в целях активизации «информационного диалога» с гражданами,  общественными объединениями  и  средствами массовой информации.
2. Проводить мониторинг нормативных правовых актов и правоприменительной практики по вопросам предоставления достоверной информации гражданам.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Ускорить принятие Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» и Федерального закона «О служебной тайне».

Правительству Российской Федерации:
1. Продолжить работу по совершенствованию обеспечения доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности, в том числе при размещении ее на
официальных сайтах;
2. Разработать   меры   материальной  поддержки   социально-ориентированных некоммерческих организаций и средств массовой информации, активно участвующих реализации антикоррупционной стратегии государства, в том числе по пропаганде и широкому освещению мер по противодействию коррупции.
3. Ускорить решение вопроса о предоставлении средствам массовой информации специального переходного периода продолжительностью в 3-4 года по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды по ставке 34%.
4. Привлекать   общественные  объединения  к  проведению  социологических исследований среди населения, которые позволили бы оценить уровень коррупции в Российской Федерации и эффективность принимаемых антикоррупционных мер.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации:
1. Публиковать на своих сайтах в Интернете результаты антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, проведенных официальными экспертами и независимыми общественными экспертами.

Счетной палате Российской Федерации:
1. Принять меры по предоставлению возможности участия некоммерческих организаций в общественном контроле за использованием бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
1. Проводить анализ действующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов  Российской  Федерации  и  органов  местного  самоуправления  в  сфере
открытости и прозрачности их деятельности и реализации прав граждан на получение достоверной информации.
2. Активнее    использовать  потенциал  общественных   объединений    и некоммерческих   организаций,    по    ознакомлению    населения  с  действующим законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг органами государственной власти     субъектов Российской  Федерации  и  органов  местного самоуправления.
3. Продолжить работу по развитию института общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного
самоуправления и соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации, путем привлечения к общественной инициативе и общественной экспертизе нормативных правовых актов общественных палат субъектов Федерации, городских округов и муниципальных районов, других институтов гражданского общества.
4. Предоставить открытый доступ к информации по законопроектам общественным организациям,   научным  сообществам,  гражданам  для  проведения     независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также к документам государственных и муниципальных органов и должностных лиц при соблюдении положений об обеспечении сохранности сведений ограниченного распространения.

Общественной палате Российской Федерации:
1. Проводить силами общественных объединений разъяснительную работу по применению антикоррупционного законодательства и проведению общественных антикоррупционных экспертиз законопроектов.
2. Разработать формы и процедуры участия структур гражданского общества в контроле за соблюдением и реализацией права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также распространением недостоверной информации об этих органах и их должностных лицах в средствах массовой информации и Интернет.
3. Привлекать представителей общественных объединений к процессу разработки, корректировки и реализации региональных целевых программ по противодействию
коррупции.

Экспертному совету по вопросам законодательного обеспечения развития институтов гражданского общества при Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества:
1. Предусмотреть в планах работы мероприятия по проведению общественной независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, общественного обсуждения консолидированных законодательных инициатив, общественных инициатив, поступающих в Комиссию Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества.
2. Изучить зарубежный опыт регламентации информационной открытости государственных органов с целью его использования в законотворческой деятельности членов Совета Федерации.
3. Провести мониторинг сайтов органов государственной  власти с целью ознакомления с режимами информационной прозрачности и открытости их деятельности при получении гражданами необходимых сведений и наличии обратной связи.

Средствам массовой информации:
1. Осуществлять пропаганду антикоррупционной политики государства, путем:
- широкого обсуждения правоприменительной практики действующего законодательства;
- опубликования выявленных в ходе проведения антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах;
- информирования о конкретных случаях проявления коррупции;
- формирования у граждан навыков антикоррупционного поведения, стойкого неприятия коррупции в обществе.
2. Не допускать публикацию недостоверной и неподтвержденной информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их
должностных лиц.

Общественным объединениям:
1. Активнее  участвовать  в  независимой  общественной  антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов.
2. Содействовать повышению информированности граждан об их правах на получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц.
3. Осуществлять  информирование населения о деятельности, предпринимаемой органами власти по противодействию коррупции в Российской Федерации.

Программа круглого стола

 

Проекты Совета