Get Adobe Flash player

Научная работа

Национальный совет социальной информации проводит семинары по повышению квалификации специалистов в сфере образования, молодежной политики, социальной работы

Список семинаров:

01 Основы социального проектирования;
02 Формирование семейных ценностей;
03 Социализация людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
04 Профессиональная ориентация молодых людей;
05 Формирование социальных приоритетов;
06 Формирование нравственных ценностей;
07 Социальное проектирование от личности до гражданского общества;
08 Возрастные особенности формирования социальных приоритетов;
09 Добровольчество в практике социального проектирования;
10 Социальная реабилитация;
11 Проектирование межличностных отношений;
12 Социальное проектирование в гражданском обществе;
13 Использование медиатехнологий в социальном проектировании;
14 Основы воспитания и практика использования социального проектирования;
15 Критерии оценки эффективности социального проектирования;
16 Социальное проектирование – школа гражданской активности и лидерства;
17 Развитие социального предпринимательства.

Семинары организуются и проводятся по записи при составе группы не менее 15 человек на базе Национального совета социальной информации по адресу: Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 5, оф. 420 или с выездом на площадку заказчика. Максимальное количество людей, принимающих участие в семинаре может составлять 100 человек при условии работы в 4-х параллельных группах. Время проведения семинара 3 рабочих дня (72 часа).

Социальное проектирование в образовательной среде - инструмент формирования социального партнерства семьи и школы

Председатель Правления Национального совета социальной информации Дворко С.Б.

Социальное проектирование – одна из самых удивительных и можно сказать сокровенных сфер жизни человеческого общества. Этот механизм не подходит случайным прохожим и не профессионалам, он требует глубокого погружения в его сущность, поэтому часто является недоступным для широких слоёв населения как открытая технология влияния на качество жизни. Рассмотрим определение: «социальное проектирование» - это формирование системы социальных ценностей и практик в мировоззрении личности, направленных на социализацию, укрепляющих социальные отношения: традиции, гражданско-патриотические, семейные и нравственные ценности, профориентацию, самореализацию личности (©2011.«Просто о сложном»). Эти слова сообщают о сфере воспитания и образования. Согласно воззрениям основоположника понятия «социальное проектирование» американского педагога, философа-идеалиста Джона Дьюи: «…истинным и ценным является только то, что полезно людям, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества». Кроме того, в его понимании характера развития ребёнка была заложена идея о том, что ребёнок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира. Известным последователем этих идей в России был писатель и деятель образования А.С. Макаренко, чьи идеи и педагогическая практика стали лицом образовательных тенденций XX века. Не секрет, что проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны между собой, так как данные процессы направлены на человека как целое, требуя от нас использования системно-деятельностного подхода. На практике разделить сферы влияния на развитие человека исключительно обучающих, либо воспитательных воздействий практически не возможно, как провести чёткую линию между эмоциями, характером и его мотивацией и ценностной ориентацией личности. Ещё Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Из сказанного можно обозначить цель социального проектирования: формирование нравственного мировоззрения личности, обучение человека самостоятельной деятельности в определении созидательных (позитивных) гражданских, культурных и духовных приоритетов своей жизни, развитие знаний, умений и навыков реализации гармоничных социальных перспектив в жизни личности и общества.

Рассматривая эту формулировку, становится очевидным использование в проектировании обязательного, согласованного социального партнёрства личности, семьи и школы. Сегодня партнёрство между этими средами в России определяется достаточно линейно и односторонне: семья оплачивает плановые и внеплановые расходы ребёнка на обучение и оказывает помощь в домашней работе над уроками; школа со своей стороны кроме образовательных стандартов выдвигает возможность оказания ребёнку помощи психолога и классного руководителя с целью его частичной социализации. О системном и массовом качестве этих инициатив пока говорить не приходится, так как здесь всё зависит исключительно от субъективных факторов личности директора школы, школьного психолога, классного руководителя и родителей ребёнка.

Вопреки сложившимся условиям, определение социального проектирования сообщает, о том что социальное партнёрство – это нечто значительно большее, чем положение на волю случая и экономических действий «товар-деньги-товар». Рассматривая этот вид социального творчества, можно всецело отнести его к метапредметным, поливозрастным инструментам, способным включить освоенные человеком нравственные, гражданские понятия и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, в единый комплекс мировоззрения. Взвешенный подход к использованию социального проектирования в познавательной и социальной практике способен помочь взрослому человеку и особенно ребёнку выработать самостоятельность в планировании и осуществлении бытовой, профессиональной, гражданской, духовно-нравственной и учебной деятельности. Развить способности к построению индивидуальной непрерывной образовательной, гражданской и творческой траектории на протяжении всей жизни.

Становится очевидным, что этот комплекс требует взаимодействия всех участников гражданского общества: государства и граждан, образовательного учреждения и семьи. Говоря о социальном партнёрстве и проектировании, в первую очередь общество и личность должны обратить внимание на решение уже сложившихся социальных проблем. В данном случае важно не только обозначать наличие социальных затруднений и перспектив, но и осуществить формирование базовых, нравственных принципов мировоззрения личности. Вследствие чего в аудитории, проходящей азы социального проектирования должны появиться: потребность обсуждать всё то, что они видят и слышат, стремление определить свои жизненные перспективы, найти причины возникающих и существующих социальных проблем, желание их решить, а в итоге умение осуществлять социальное планирование собственной жизни. Примером такой работы в сфере социального проектирования может послужить проведение на территории Российской Федерации в образовательной среде ежегодного открытого Национального конкурса социального проектирования «Новое пространство России» (© 2006. www.NPRussia.ru).

Рассматривая накопленный опыт проведения конкурсных мероприятий, становится очевидным, что социальное проектирование побуждает личность к самоосознанию качеств своей жизни и окружающего социального пространства, тем самым раскрывая истоки гуманистических принципов жизни человека, направляя учащегося к осмыслению ценностей, в т.ч. своих прав, а также защите свобод. Использование медиаязыка социальной рекламы в этой работе помогает детям и подросткам в игровой форме не только осмыслить предложенный социально значимый материал через номинации, но осуществить его внедрение в жизнь. Во всём этом мы обнаруживаем необходимость говорить об интеграции социальной деятельности и личностного развития. Можно сказать, что участие в социальном проектировании способствует формированию навыка, а в каком-то смысле и привычки осмысления собственной жизни, сопоставления причин и следствий событий, а также поступков людей, окружающих ребёнка, подростка или молодого человека. Через подобное творчество появляется реальная возможность привести подрастающее поколение к истинной свободе мнения, привить им нравственные ценности и помочь стать полноценными гражданами страны и нашими социальными партнёрами.

Методическая работа по оценке результатов проведения конкурса привела ко многим  практическим выводам. Среди аспектов этой деятельности организаторы и жюри определили её основание – это добрая воля всех субъектов действия, позволяя подойти к социализации личности ребёнка через системный, культурологический и синергетический подходы, когда социальная деятельность, личность и общественные взгляды становятся едины и не конфликтуют между собой. Сегодня мы можем сделать это не формально, с помощью «сухих» параграфов в книге, а описать языком живых примеров социального участия в жизни близких к учащимся людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Номинации конкурса: «Хороший поступок», «С чего начинается Родина», «Семейные ценности», «Любовь – это …» позволяют детям и молодым людям при участии их родителей войти в те сферы, которые часто остаются за гранью нашего внимания. Раскрывая связь норм, правил и законов общества с таким явлением как справедливость и милосердие, познание явления доброй воли, добродетелей и любви в жизни человека.

Во взаимодействии с детьми и подростками не столь важно направление осмысления сферы деятельности человека – добровольческое ли это дело по посадке деревьев и уборке мусора или обычная помощь старшим дома. В большей степени важна та глубина искренности и понимания созидания своего нового пространства доброй воли и социального благополучия, которые ребёнок, подросток и взрослый человек совершает. Посредством этого творчества мы не просто занимаем его досуг полезным делом, но, прежде всего, предлагаем излечить ребёнка или молодого человека от уже сложившихся отрицательных качеств характера, а также проводим серьёзную социальную профилактику проблем, которые могут его окружать.

Необходимо учитывать, что знание о наличии социальной проблемы и источников её происхождения – не есть её решение. Решение приходит только тогда, когда человек не только осведомлён о проблеме, но и обладает способностью сопереживания, проникая в истоки затруднений, преодолевая их в своей душе, сердце и разуме, на практике действия избавляясь от неё и искренне сострадая тем, кому хочет помочь. Подобным образом в социальном проектировании взрослый человек, подросток или ребёнок должен найти образ решения социальной проблемы в своей жизни, а после из своего сопереживания и понимания вынести его в качестве личного опыта в социальную работу, предлагаемую им обществу в форме созревшей социальной перспективы и партнёрства.

Важно понимать, что говоря о мотивации социального проектирования, мы сообщаем о таком явлении как добродетели, о качествах характера личности, которые требуют своего воспитания, а значит соответствующих внутрисемейных и социальных условий. Воспитание – процесс привития человеческой личности: разуму, душе и сознанию тех ценностей и качеств характера, которые определяют индивидуума как личность, как человека, как полноценного гражданина своей страны и общества в целом. Используя сложившиеся в обществе культурные и философские парадигмы формирования добродетелей, стоит выделить некоторую последовательность этих действий. В исторических координатах духовно-нравственный рост всегда основывался на принципах общественной морали, которая выражалась в традициях, ритуалах и законах. Этот комплекс социальных ценностей испокон веков являл базис социализации личности, проходя красной линией через семейные, гражданские, культурные и духовные институты общества. Стоит отметить, что данный уровень социального и личностного развития всегда оставался основой жизни общества, веками поддерживая существующий мир и порядок. Утеря этих качеств извечно приводила людей к деградации личности и общества, а после к гибели цивилизации. Важным процессом регулирования этих основ и правил бытия было наличие в них более высоких духовно-нравственных норм жизни общества, которые также необходимо рассматривать в комплексе воспитательных мер социального проектирования.

Духовным движком морали, способным не только придать ей целостность, но и истинное качество проявления нравственности становилось внесение в общественные устои и привитие каждой отдельной личности такого качества восприятия как справедливость. Понятие справедливости стоит значительно выше предыдущей ступени ценностей, так как связывает мотивацию личности с таким духовным понятием, как совесть, что не предполагает рассуждения и внешнего, в т.ч. и общественного опыта. При этом важно отметить, что эта категория мировоззрения личности целиком и полностью имеет отношение к сугубо социальным процессам, тем самым, оказывая на них самое благотворное влияние. И всё же даже справедливость не способна устойчиво удерживать общество в рамках нравственного мировосприятия, так как, отягощаясь субъективным восприятием внешнего, часто становится не только мерилом доброты и совести, но и карающим мечём. Именно поэтому социальное проектирование предполагает ещё несколько порядков нравственных качеств личности, которые необходимы обществу для предупреждения проявления различных форм социальной несправедливости.

Такой ступенью социального и нравственного развития личности становится шаг, дающий приобретение нового качества сознания, которое именуется милосердием или человеколюбием. Бесспорно, что данная категория ценностей имеет непосредственное отношение к определению нравственных идеалов мировоззрения личности и во многом уже окрашена духовным самосовершенствованием человека. Для многих это может звучать идеалистично, но именно формирование идеалов, утверждение нравственных норм и ценностей в мировоззрении личности и является тем социальным продуктом, который необходим сегодня человечеству.

В обществе уживаются многие поведенческие формы социальной коммуникации людей, что может затруднять воспитательный процесс, так как часто представляют не только примеры нравственного качества жизни, но и аморального поведения. Именно поэтому конкурсная технология особенно эффективна в ведении социального проектирования, так как позволяет моделировать полноценный комплекс ступеней нравственного развития личности. Мало того, проектирование предлагает участникам не только ознакомиться и задуматься о составе ценностей, но и осмыслить их практическое воплощение, как в личном мировоззрении, так и в социальной среде. Перечисленные ступени нравственного развития, приводят нас к ещё одному шагу познания духовного комплекса социализации личности. Высшей ступенью развития человека как части общества становится акт приобретения комплекса добродетелей, звучащих достаточно привычно: мужество, любовь, доброта, послушание, правдивость и многое иное, что составляет духовную зрелость личности. Рассмотрение добродетелей, как некоторого комплекса качеств и процесса их привития не даст полноценного представления о природе их проявления в характере человека, если не сказать о том, что все они являют некоторую высшую норму естественного порядка вещей и качеств, заложенных в душе и разуме человека. Того порядка, который предполагает наиболее одухотворённое существование, свойственное нашей разумной, гуманистической природе.

Как известно, всё в жизни человека начинается с детства, семейного уклада,  отношений с близкими людьми. Первые трагедии, первые социальные проблемы также часто рождаются у разрушающегося семейного очага, когда в нём появляются разлад и недоверие. Именно поэтому конкурс «Новое пространство России» начинает разговор о воспитательном потенциале социального творчества с одной из главных составляющих нравственных ценностей – семейных ценностей. Обращая внимание на состав семейных ценностей, важно понимать, что психологические проблемы, бытовые конфликты между людьми и некомпетентное отношение к воспитанию часто приводят к травматизации психики человека, особенно в детском возрасте. За многие века и даже тысячелетия человеческой культуры состав семейных ценностей обозначен и описан во многих философских, литературных и духовных трудах: любовь, доверие, верность, согласие, дружба, уважение, послушание, традиции, преемственность поколений, воспитание, отцовство и материнство. Заметьте, именно воспитание – это неотъемлемая часть семейных отношений, а учитель и школа являются важнейшей частью системы воспитания, поэтому ребёнок воспринимает своих родителей и учителя, как образец поведения, как самую существенную часть своей жизни. Так родители и педагог через совместное социальное конкурсное творчество способны в наиболее наглядной и доходчивой форме внести описанный комплекс духовно-нравственного развития в жизнь каждого ребёнка и подростка.

Общество – это зеркало, отражающее личность – её внутреннее и внешнее состояние. При появлении социального партнёрства между взрослыми, оно немедленно включает в сотрудничество и всю семью. Именно из внешнего мира, то есть от общества, каждый человек в начале жизни получает знания и основы своего мировоззрения. Далее осмысливая их, переплавляя в творческом процессе самовосприятия и самовыражения, он осуществляет самый важный шаг в своей жизни – это синтез полученных знаний и навыков в новый творческий продукт – ремесло, науку, культуру и духовный опыт, то есть мировоззрение. В этом процессе, как никогда, ему необходимы социальные и нравственные ценности, чтобы найти точку опоры для каждого мгновения своей жизни. Являя миру своё социальное творчество, знания, опыт и навыки, ребёнок и подросток предоставляют взрослым объективный итог своего развития, своей зрелости в материальном, культурном, разумном и душевном плане. Только впоследствии, привнося эти ценности в своё бытие через институт семьи, трудовой жизни, веры и гражданской инициативы индивидуум формирует багаж ценностей личных.

Изучение истории роста и падения цивилизаций позволяет утверждать, что исчезновение идеологических основ, традиций, национальной идеи и патриотичного мировоззрения в образовании всегда приводило людей к массовой депрессии, недееспособности, утере культурных и духовных ценностей. Гражданская ответственность – это разумное, осмысленное отношение личности к социальным нормам жизни, это совесть, сообщающая человеку о тех гранях дозволенного и опасного, которые касаются его и требуют соответствующего своевременного решения. Именно из этого единого корня произрастает вся мотивация социальных действий потенциального, законопослушного гражданина, в том числе, и его готовность к социальному партнёрству. Из этого источника рождаются нравственные ценности, в том числе, патриотизм, милосердие, гуманизм, миротворчество, взаимное уважение и гражданская ответственность. Так добродетели через социализацию личности превращаются в справедливые государственные законы, в этику, демократию, гражданскую активность, гуманизм и мораль человеческого общества. Предлагаемый Национальным советом социальной информации опыт проведения конкурсных мероприятий по социальному проектированию представляет наиболее эффективный и апробированный процесс овладения человеческой личностью ценностями и качествами, которые определяют индивидуума как личность, как человека и гражданина. Десятки тысяч детей, подростков и молодых людей в России уже приняли участие в конкурсных мероприятиях, наглядно доказывая востребованность этой воспитательной технологии, адаптированной для всех возрастов и социальных сред современного общества.

 

Проекты Совета